Епископ Оттон Бамберский, дважды в 1124-1127 годах посетивший Русь. Пишет о славянах следующее: «Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать все, что знаю об их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинённым в чревоугодии.
По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мёд, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья, и, будь там ещё виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев…
Честность же и товарищество среди славян таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых чанах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что его не испытывали. И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств. Каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами, который никогда не пустует: кончается одно - тотчас несут другое. Ни мышей, ни мышат туда не допускают. Блюда, ожидающие участников трапезы, покрыты наичистейшей скатертью. В какое время кто ни захотел бы поесть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, на котором всё уже готово…».
Эта идеалистическая картина от заморского гостя реальность или вымысел? Существовало ли воровство на Руси. Судя по не многочисленным источникам и сохранившимся летописям, разбой и воровство у славян встречалось, но боролись с этим злом весьма радикально. На Руси воришка чаще всего расплачивался частями тела. Например, отрезали уши и прибивали их на деревья и украшали вход в торговые ряды.
Во времена правления Владимира Красно Солнышко наиболее строго карался разбой, сопряженный с убийством. Преступник, виновный в этом преступлении, не имел права рассчитывать на помощь сельской общины (верви) в выплате виры (денежного штрафа) и выдавался с семьей на поток и разграбление, которые заключались в конфискации имущества преступника и превращении в холопов его жены и детей.
Разрабатывая новую политическую стратегию, Пётр I особое внимание уделял уголовному законодательству. В преступлениях против имущества Воинский Устав Петра I повелевал за кражу во время наводнения, пожара, или у своего господина карать через повешение. Однако наказание за воровство уменьшалось или исключалось, если виновный украл в состоянии «крайне голодной нужды» съестное небольшой ценности или являлся душевнобольным.
Петр Первый повелел клеймить всех воров. На лбу и на щеках преступника выжигали букву «В», что означало вора. Иногда это был позорный орел — без державы и скипетра. Человек с клеймом не имел права появляться в крупных городах даже после освобождения. При повторном задержании его вторичного клеймили и отправляли в ссылку.
После корректировки «Уложения о наказаниях» Николаем I воровские и разбойные преступления наказывались ссылкой на каторгу, что являлось вполне гуманным по современным меркам.